Коммунально-договорной «разводняк»: как это делают в «Киевэнерго». Часть 1

Нынешняя ситуация вокруг “Киевэнерго” является нагляднейшим примером того, как граждане страны, в данном случае жители Киева, стали жертвами собственной безграмотности, пассивности, стремления приспособиться любой ценой, нежелания отстаивать свои права и законные интересы, часто даже не понимая, в чем их смысл. Зато имеет место безропотное подчинение интересам олигархическим!

Безымянный1

Фото: Любовь Дорофеева

Речь идет о вакханалии с повальным заключением договоров на пользование электроэнергией, поставку горячей воды и оказание услуг централизованного отопления. Люди подписывают эти более чем сомнительные “бумажки”, не читая, под давлением “Киевэнерго”, причем целый ряд положений этих, с позволения сказать, “документов” являются кабальными для потребителей, противоречат закону и даже здравому смыслу. Такая “договорная кампания” является откровенным “разводняком”, но граждане давятся в очередях в офисах “Киевэнерго”, боятся лишний раз открыть рот, опасаясь, что “отключат свет”, не глядя, подмахивают подсовываемые им “бумажки”, услужливо предоставляют свои персональные данные (вплоть до правоустанавливающих документов на жилье) частной “лавочке”, каковой, по сути, является в данный момент “Киевэнерго”. Хотя все слышали, что “Киевэнерго” оказалось под контролем структур Рината Ахметова, мягко выражаясь, сомнительным путем — принадлежащую столичной громаде коммунальную инфраструктуру просто бесплатно передали в пользование ахметовской ДТЭК по сомнительному договору, срок действия которого, кстати, истекает в 2017 г. Нагнетая истерию со скорейшим подписанием договоров, структура “ДТЭК-Киевэнерго” фактически “набивает” себе клиентскую базу, стремясь укрепить “монопольку”, используя боязливых и несведущих обывателей. Хотя со следующего года столичная инфраструктура может вернуться под контроль местного самоуправления, а на рынке со временем могут появиться другие операторы. То есть у потребителей появится выбор. Но воспользоваться им, подписав навязанный монополистом “Киевэнерго” договор, будет крайне сложно.

Впрочем, обо всем по порядку. Нынешняя “договорная вакханалия” является прямым следствием резкого изменения правоотношений в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в связи с принятием закона №1198-VII. Этот закон, принятый 10 апреля 2014 г., носит невыразительное и вроде бы далекое от жилищно-коммунальных услуг название “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители”. Но именно этим документом, в числе других, были внесены изменения в Закон “О жилищно-коммунальных услугах”, резко ущемивших права и законные интересы граждан. Бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко, хорошо знакомый со способами “решения вопросов” в подобных случаях, публично заявил, что законопроект в парламенте буквально проталкивали и ставили на голосование несколько раз. Делалось это в интересах, прежде всего, структур Ахметова, контролирующих в том числе столичную энергомонополию “Киевэнерго”.

Коммунальный «беспредел в законе»

Прежде всего, органы местного самоуправления окончательно “отсекли” от влияния на естественных монополистов, коим является “Киевэнерго”. С этой целью в п. 4 ст. 7 закона были внесены поправки, которые исключили определение местным самоуправлением исполнителей услуг по централизованному отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотводу.

В старой редакции закона предполагалось, что исполнители отбираются органами местного самоуправления на конкурсной основе, то есть предусматривалась конкуренция по цене и качеству, по крайней мере, теоретически. Кроме того, такие предприятия часто являлись коммунальными, в том числе в Киеве, что давало гражданам — членам территориальной громады дополнительные возможности влиять на их деятельность через органы местного самоуправления и депутатов местных советов. По крайней мере, хотя бы де-юре. С внесением указанных поправок граждане остались один на один с практически бесконтрольными коммунальными монополистами, которые, к тому же, перешли под контроль олигархов, как в случае с “Киевэнерго”.

Правда, в законе остается “фиговый листок” в виде п. 9 той же статьи, согласно которому к полномочиям местного самоуправления отнесено право заключать договоры с предприятиями разных форм собственности на производство и/или оказание жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, местная громада через органы самоуправления может предъявлять к производителям свои требования в рамках действующего законодательства. Но право — это не обязанность, и заставить коммунального монополиста заключить такой договор никто не может. Тем более что п. 1.3 ст. 22 закона гласит, что производитель услуг имеет право заключать с органами местного самоуправления договоры на создание и производство ЖКУ. Но “имеет право” — это не “обязан”. Иными словами, не хочешь — не заключай, и за это ничего не будет! Таким образом, подконтрольные олигархам законодатели сделали все, чтобы лишить местное самоуправление даже теоретической возможности влиять на коммунальные монополии.

Яркий пример — столичное “Киевэнерго”, которое длительное время уклоняется от заключения договора, учитывающего интересы территориальной громады.

Несколько лучше ситуация в тех населенных пунктах, где производители коммунальных услуг находятся, извините за тавтологию, в коммунальной собственности, а потому хотя бы формально должны подчиняться органам местного самоуправления. Хотя и там они часто работают на чьи-то приватные интересы. Но в Киеве, где “Киевэнерго” оказалось в руках структур олигарха Ахметова, территориальная громада и местное самоуправления лишены реальной возможности хоть как-то влиять на деятельность энергомонополиста. Местное самоуправление, включая мэра Кличко, ничего не делает для того, чтобы вернуть влияние местной громады на монополию, которая, по сути, бесплатно пользуется принадлежащей громаде инфраструктурой с целью наживы для конкретного олигарха. По крайней мере, широкой общественности ничего не известно о каких-либо действиях местной власти в этом направлении.

Кроме того, п. 10 все той же ст. 7 закона гласит, что к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление контроля над выполнением законодательства по защите прав потребителей в сфере ЖКУ. Как будет показано ниже, при заключении договоров “Киевэнерго” цинично обманывает жильцов-потребителей, но и здесь столичная власть активности не проявляет.

С олигархическими монополиями должно бороться, прежде всего, государство, но поскольку в Украине оно приучено обслуживать интересы олигархии, то и законодательство подгоняется в угоду монополистам. Так, в п. 4 и 5 ст. 19 закона о ЖКУ внесены изменения, которыми устанавливается, что исполнителями услуг по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотводу являются субъекты хозяйствования, осуществляющие указанные виды деятельности. В переводе с канцелярита это означает, что их монопольное положение закрепляется навсегда, и никаких конкурсов и рыночных отношений не будет.

Но настоящей классикой мошеннического “развода” миллионов граждан стал п. 7 ст. 26 новой редакции закона о ЖКУ, который процитирую на языке оригинала: “Договір на надання послуг з централізованого опалення, послуг з централізованого постачання холодної води, послуг з централізованого постачання гарячої води, послуг з водовідведення (з використанням внутрішньобудинкових систем), що укладається виконавцем із споживачем — фізичною особою, яка не є суб’єктом господарювання, є договором приєднання”.

Можно с почти полной уверенностью сказать, что ради именно этой нормы затевалось внесение поправок в закон о ЖКУ, поскольку в первоначальной, времен Кучмы, редакции закона подобной, с позволения сказать, “нормы” не было.

Договор присоединения означает примерно следующее. В любых средствах массовой коммуникации, допустим, на своем корпоративном сайте, монополист публикует текст договора. Мол, предупредил всех реальных и потенциальных абонентов. Но вот насчет обсуждения планов и учета мнения граждан — извините. Как только потребитель (который может и не знать о новшествах) оплатил хотя бы одну квитанцию за услуги с перечислением денежных средств именно на счет монополиста, согласно действующему законодательству считается, что гражданин согласился с условиями договора и, по сути, подписал его.

Само понятие “договор присоединения” является юридически неоднозначным и в значительной мере противоречащим гражданскому законодательству, согласно которому договор — это двусторонний документ, в котором стороны являются равноправными субъектами правоотношений, соответственно, в равной степени имеют право формулировать отдельные положения и весь договор в целом.

Очевидно, осознав, что фокус с “негласным присоединением” неосведомленных жильцов выглядит более чем сомнительным и в категориях уголовного права может быть квалифицирован минимум как мошенничество, в “Киевэнерго” решили пойти более сложным, но не менее циничным путем. С 2015 г. домовладельцам стали срочно навязывать (фактически обязывать) заключение договоров на пользование электроэнергией, поставку горячей воды и оказание услуг по централизованному отоплению.

Формально в этом нет ничего противозаконного, поскольку заключение таких договоров предусмотрено нынешней версией закона о ЖКУ, которая, повторю, продавлена олигархическим лобби. Но вопрос заключается в том, как именно жильцам навязывается подписание договоров, а также в содержании ряда положений этих договоров.

Окончание будет

Безымянный5

 

 

 

Источник: gazeta.zn.ua

 

 

Sharing is caring!

One thought on “Коммунально-договорной «разводняк»: как это делают в «Киевэнерго». Часть 1”

Send a Comment