Подобно Гран-Плас в Брюсселе, Готическому кварталу в Барселоне, Стаирэ Мнесто в Праге, Вавелю в Кракове, являющимися едиными смысловыми и культурно-туристическими центрами этих европейских городов, таким особым местом в столице Украины должен стать Подол. Об этом пишет на своей странице в Фейсбуке историк и публицист Андрей Демартино.
1900-е годы. Подол
«Киеву не хватает «точки сборки». В каждом уважающем себя городе имеется смысловой центр – Гран-Плас в Брюсселе, Готический квартал в Барселоне, Старэ Мнесто в Праге, Вавель в Кракове. Не считать же таковым, стилистический ужас Крещатика», – пишет он.
По словам Демартино, архитектурные островки города сохранились, как пальцев на одной руке – Ярославов Вал, Рейтерская, не вся улица Хмельницкого, Олеся Гончара…
1900-е годы. Вид на центральную часть Подола. Посредине фотографии – улица Александровская (Сагайдачного). Вид с фуникулера.
«Но вот где действительно можно сделать культурно-туристический центр, так это на Подоле. Компактный район с большим массивом дореволюционной застройки, тремя станциями метро и целым Речным вокзалом.
1890-е годы. Вид на Подол с Левого берега Днепра
Всю территорию от Почтовой площади до Нижнего Вала включительно нужно смело делать пешеходной зоной – убрать асфальт, замостить булыжником и поставить газовые фонари. Вычистить фасады доходных домов 19-го века и убрать уродство балконного застекления, а с ними ржавые коробки кондиционеров. Задать единые цветовые стандарты, вплоть до цвета гардин на окнах, как это делают в Брюгге, Вене… Прекратить какую-либо застройку уродливым хай-теком. Произвести музеефикацию типичных для эпохи – фабричных, складских, казённых, зданий.
1900-е годы. Подол
Создать льготный режим открытия мастерских, кафе, баров, сувенирных лавок – многочисленные подворотни, закоулки, улочки просто созданы для этого. И речь должна идти не об одной улице Сагайдачного, как это планировалось, а о целом районе.Ну а подольские Валы, чем хуже краковских Плантов? Полная схожесть. Слава Богу, умелые ручки киевских архитекторов и делков ещё не успели вырубить алею и построит шопинг-молл.
1959 год. Трамвай на улице Сагайдачного (Жданова)
И самое главное, не трогайте трамваи! Это хранители, пока они будут старомодно шуметь, Киев останется Городом», – пишет историк.
Источник: https://www.facebook.com/demartino.andre/posts/1621016618134922