Гоголь в гробу перевернулся…

bezymyannyj1

Говорят, что при вскрытии его могилы так оно и было. Ведь, как известно, Николай Васильевич  больше всего боялся быть погребенным заживо. Но то, что намедни произошло в Киеве, заставило бы его не то, чтобы перевернуться, но встать из гроба.

Встать… и аплодировать

bezymyannyj2

Есть от чего. Ведь речь идет о театральной постановке Вячеслава Жылы, который представил на обзор широкой публики «нетленку» писателя: а-ля к нам едет «Ревизор»! Сведущие зрители, которые шли на спектакль запаслись памперсами, кто нет – тот писался от смеха прямо под себя. Шутки шутками, но тема «Ревизора» как никогда актуальна и в наше время – взяточничество и беззаконие, ложь и лицемерие, ушлые мошенники, которых «разводят» другие мошенники. Знакомая картина в условиях наших реалий – не так ли?

bezymyannyj3

И вот эти самые «мошенники», собираются под сводом Октябрьского дворца в лице: Александра Меламуда, Лилии Ребрик, Алексея Вертинского, Владимира Горянского, Александра Папуши, Валерия Шалыги, Владимира Ращука, Андрей Кронглевского, Виталия Ажнова, Петра Русаненко, Владимира Захарченко. И начинают фиглярничать, а если говорить простым языком, качественно валять дурака, в лучших традициях гоголевского стёба.

«– …от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода… как он говорит, у него это природный запах… Можно ему посоветовать есть лук или чеснок, или что-нибудь другое…

– …говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».

bezymyannyj5

Или: «Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя… Как добрался до Александра Македонского, сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Это слова городового, чей убогий образ мышления с блеском сыграл блестящий поэт и актер Александр Меламуд. Мне кажется, что одно из его четверостиший ярко комментирует его роль.

Дружище, не впадай в прострацию,

Не путай два определения:

Есть педераст – ориентация,

Есть пидарас – образ мышления».

К слову, прощелыгу Хлестакова сыграл набирающий нынче популярности молодой актер Александр Жыла: «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Как вы догадались, – это не жизненная позиция актера, а его сценического героя.

bezymyannyj6

Согласитесь – читать классика, конечно, интересно, смотреть советский фильм тоже, но послушать в живую цитаты произведения – это куда занимательней. Классика – она и в Антарктиде классика.

Хотя, в современной интерпретации комедии дочка городничего Марья Антоновна, волочится за «мнимым Ревизором» умело манипулируя его слабостями. Уездный лекарь изъясняется исключительно на немецком языке, но и у него молодой авантюрист умудрился взять в долг сигару, к слову латвийского производства, которой он потом пытался угостить Луку Лукича Хлопова, смотрителя училищ пытаясь выяснить его пристрастия в отношении женского пола. А еще на протяжении всего спектакля у зрителей приятно звенит в ушах от музыки Юрия Звонаря.

Главное, чтобы костюмчик сидел

bezymyannyj4

Поражают также своей инновацией костюмы гоголевского времени в сочетании с современными тенденциям, которые разработала дизайнер Любава Сокол. К примеру, белоснежный костюм Хлестакова в сочетании со стильной обувью, стопудово добавил образу героя  позерства и легкомыслия.

«Мы отошли от нарочитых театральных костюмов и внесли лаконичность и современный стиль, – говорит Любава. – К каждому костюму я подошла как к арт-объекту, что сделало героя комедии индивидуальным и неповторимым. Исторический крой эпохи Гоголя, модернизируют современные прямые конструктивные линии, также появляются принты с орденами и ироническими надписями».

bezymyannyj7

А вот, что говорит художник-постановщик Мария Крутоголова: «Поскольку мы работаем с гениальным гоголевским текстом, мне показалось интересным решить сценографию спектакля в виде условных раскрытых книг, выстроенных в отдаляющейся от зрителя перспективе. Каждая последующая сцена накладывается на предыдущую, как новая страница книги».

«Ревизор» Гоголя в 19 веке ахнул по темечку общественности медным тазом так, что гипофиз упал в штаны. С тех пор прошло полтора века – и что толку? Хлестаковых не убавилось – городничих тоже. Но все же… но все же давайте смотреть «Ревизора» и, наконец-то, делая выводы, принимать правильные решения. Даст Бог и все у нас получится.

У слов, на первый взгляд естественных,

В единой форме смыслов множество:

От корня «Бог» пошла «божественность»,

От корня «Бог» пошло «убожество».

(Городничий он же Меламуд)

Так что, в любом развале – выбор только за нами.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, кор. НВ

 

Sharing is caring!

Send a Comment