Как Виталий Кличко и его команда хотели по легкому срубить 10 млн. евро

Мэр Киева попался на попытке запустить схему расхищения бюджетных средств. История с покупкой КП «Киевпастранс» двухсот белорусских автобусов «МАЗ» на условиях лизинга обрастает шокирующими подробностями.

12 мая 2020 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы рассмотрела письмо КП «Киевпастранс» о согласовании договора финансового лизинга на приобретение транспортных средств с ОАО «АБ «Укргазбанк». Так и выяснилось, что руководство «Киевпастранс» хочет закупить в лизинг у ООО «Автомобильная компания «Укравтоторг» две модели низкопольных автобусов: 80 автобусов «МАЗ 203015» (длина – 12 метров) стоимостью 202 тыс. евро за единицу и 120 автобусов «МАЗ 215069» (длина – 18,75 метров) стоимостью 288 тыс. евро каждый. Таким образом, общая стоимость всех автобусов, как и предполагалось решением Киевсовета № 534/8704 от 12 марта 2020 года, составит 50,72 млн. евро, или 1,52 млрд. гривен.

Никакое решение по данному вопросу депутаты пока не приняли. Депутат Киевсовета Святослав Кутняк (внефракционный) рассказал о том, что в открытом доступе есть информация о стоимости указанных выше моделей автобусов. По его словам, «маленький» автобус стоит 155 тыс. евро (в предложенном проекте договора – 202 тыс. евро) за одну единицу, а «большой» – 215 тыс. евро (в проекте договора – 288 тыс. евро). Вместе с тем, С. Кутняк заинтересовался ценой дополнений спецификаций – стоимостью ремкомплектов для автобусов и стоимостью их «начинки» (кондиционеров, валидаторов и т.д.), которая не указана в проекте договора.

Кроме того, депутат обратил внимание на тот факт, что в столичном бюджете ежегодно есть неиспользованные деньги – порядка 1,8-2 млрд. гривен. Поэтому столичные власти вполне могли покупать автобусы за «живые» деньги и не переплачивать «лишние» проценты, предусмотренные лизинговым соглашением.

«Я уверен, что лизинг – это очередная афера большинства, которое пытается обходом тендера через фирмы-прокладки, конечные бенефициары которых находятся в оффшорах, заработать почти 10 млн. евро. Также лизинг позволяет выбирать не только поставщика услуг, но и влиять на условия договора. Почему никто не говорит, что у нас ставка по лизингу – 11,5%? Это большой процент», – считает Святослав Кутняк.

При этом член общественного совета при КГГА Олег Базик сообщил, что, по расчетам, цена покупки автобусов завышена примерно на 249,36 млн. гривен. Анализ проводился на основании открытых данных по стоимости этих же моделей автобусов в России. При этом, по словам О. Базика, стоимость автобусов, которые поставлялись в соседнюю страну и которые оборудованы двигателями Mercedes и имеют европейскую начинку, ниже цены так называемых базовых автобусов, которые будут поставляться в Киев.

Экс-первый заместитель главы постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы Прохор Антоненко (внефракционный) также выступил против покупки белорусских автобусов на условиях лизинга. Он напомнил ситуацию с вагонами метро, которые по договору лизинга для КП «Киевский метрополитен» поставляло ООО «Укррослизинг» (теперь ООО «Австро-Венгерская Лизинговая Компания»). Тогда стоимость покупки выросла в несколько раз.

«Лизинг – это любимое дело киевской власти. Можно приобрести эти автобусы без кредитов и лизингов. Можно купить либо по более низкой цене, либо по той же цене, но приобрести больше транспорта», – отметил П. Антоненко.

Условия предложенной закупки раскритиковал даже член транспортной комиссии Сергей Майзель (фракция «Солидарность»). Он отметил, что 30 апреля 2020 года комиссия получила письмо от предприятия «МАЗтранссервис». По его словам, компания сообщила о возможности поставки за те же деньги 220 вместо 200 автобусов и есть лишь одно но – нужно два месяца подождать аккредитацию от «Укргазбанка».

«Это компания, которая уже 23 года работает с «Киевпастрансом» и КГГА. За это время они осуществили поставки порядка 521 единицы подвижного состава. Это официальный дилер завода «МАЗ», и они действительно могут осуществить эту поставку», – сообщил С.Майзель.

8 мая 2020 года народный депутат VIII созыва Юрий Левченко на своей странице в Facebook выразил мнение, что использование схемы лизинга для покупки МАЗов дало возможность Виталию Кличко искусственно завысить стоимость белорусских автобусов и попытаться скрыть детали сделки. Кроме того, согласно договору, лизинговый процент рассчитывается исходя из процентной ставки в размере 11,5% годовых на сумму фактического ежедневного остатка невозмещенной стоимости предмета лизинга (автобуса) с НДС. По мнению Юрия Левченко, это еще один пример «накрутки» и «наглого распила средств».

За покупку в лизинг белорусских МАЗов очень агитировал мэр Киева Виталий Кличко, а его подчиненные убеждали депутатов, что автобусы сейчас столице нужнее экологичных троллейбусов, а отечественный производитель, дескать, не может гарантировать качество.

По данным аналитической системы Youcontrol, ООО «Автомобильная компания «Укравтоторг» было основано в январе 2009 года. Руководителем компании указан Геннадий Зелинский. Учредителем данного предприятия является ООО «Неон Сити Групп», а конечным бенефициаром – жительница Кипра (оффшорная зона) Мария Чатзиантона. ООО «Автомобильная компания «Укравтоторг» имеет киевскую «прописку», размер уставного капитала компании – 53,7 млн. гривен.

Как указано в системе Youcontrol, ООО «Автомобильная компания «Укравтоторг» входит в группу компаний «АИС». Совладельцами данной группы являются экс-нардепы разных созывов Дмитрий Святаш (в IV-VII созывах входил во фракцию «Партии регионов, в VIII созыве был членом фракции «Возрождение») и Василий Поляков (в V созыве был нардепом от «Социалистической партии Украины», в VII созыве – от «Партии регионов»).

Как ранее с ообщали СМИ, в октябре 2019 года прокуратура Киева сообщила Дмитрию Святашу о подозрении в присвоении 1,1 млрд. гривен «Укрсиббанка». По данным следствия, в течение 2008−2018 годов он и должностные лица группы компаний «АИС» мошенническим путем завладели деньгами, полученными от «Укрсиббанка» на основании кредитных договоров. В прокуратуре заявили, что Святаш был организатором преступления. Кроме того, детективы НАБУ сообщили Святашу о подозрении в декларировании недостоверных сведений. По информации правоохранителей, в 2015-2016 годах он не декларировал наличие кредитов в «Укрсиббанке». В 2016 году он был должен банку $467,51 тыс. и 450,36 тыс. евро. В ноябре 2019 года экс-нардепа объявили в розыск. А в мае 2020 года СМИ писали, что Святаш получил убежище в России.

Киевское ООО «МАЗтранссервис» было создано в сентябре 2009 года. Руководителем фирмы значится Анатолий Шевченко, учредителями – жители Киева Павел Шевченко и Роман Шевченко. Размер уставного капитала – 44 тыс. гривен.

Как известно, украинская столица имеет весьма негативный опыт приобретения транспорта на лизинговых условиях.

Так, еще 16 июля 2009 года между КП «Киевский метрополитен» и ООО «Укррослизинг» (ООО «Австро-Венгерская Лизинговая Компания») был заключен договор на финансовые лизинговые услуги – поставку 100 вагонов метрополитена. Стоимость предмета лизинга составляла 800 млн. гривен. Однако в дальнейшем, посредством манипуляций, сумма была увеличена в несколько раз, и столичная «подземка» оказалась в должниках.

31 января 2017 года Киевский апелляционный хозяйственный суд частично удовлетворил исковые требования ООО «Укррослизинг» к КП «Киевский метрополитен» и обязал выплатить данному поставщику почти 2 млрд. гривен. На данный момент задолженность не погашена. По данным СМИ, повышение в июле 2018 года тарифа на проезд в киевском метро до 8 гривен продиктовано, в том числе, необходимостью расплатиться с ООО «Австро-Венгерская Лизинговая Компания», которая связана с украинско-российским олигархом Павлом Фуксом.

КП «Киевпастранс» с 31 августа 2016 возглавляет Дмитрий Левченко (на фотоколлаже слева). Предприятие находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, которым с 6 февраля 2020 года руководит Валентин Осипов (на фотоколлаже справа). Сферу транспорта столицы со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев (на фотоколлаже в центре).

Источник

Sharing is caring!

Send a Comment