Кличко идет по стопам Черновецкого, проводя в Киеве рассрочку коммунальных долгов

Под шум празднования очередного дня Киева в столице тихо и почти незаметно лопнул еще один «мыльный пузырь». Должникам за коммуналку было предложено до конца мая заключить договор о рассрочке на неких мутных «особо выгодных условиях», но подавляющее большинство жильцов это «заманчивое предложение» проигнорировало, здраво рассудив, что жить по ныне установленным бандитским тарифам просто невозможно, а потому вешать себе на шею еще и хомут дополнительных обязательств по рассрочке и вовсе будет полнейшим мазохизмом или даже суицидом.

Безымянный

Но главное состоит в другом. В столице уже двенадцатый год отсутствует легитимный исполнительный орган Киеврады, имеющий право устанавливать тарифы и учреждать предприятия коммунальной формы собственности, в том числе те, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а потому все эти тарифы и учрежденные предприятия являются незаконными. Кроме того, предприятия, называющие себя «исполнителями ЖКУ» и «управляющими компаниями», не получили эти статусы в установленном законом порядке, а потому их деятельность может квалифицироваться как незаконное предпринимательство, мошенничество, вымогательство и так далее.

И в окружении Кличко все это хорошо известно. Во всяком случае, во времена Черновецкого и Попова юристы бывшего Блока Кличко в Киевраде, а затем партии УДАР весьма грамотно ставили указанные вопросы и даже добивались некоторых успехов в наших «самых честных» судах. Но, очевидно, исповедуя известный принцип о том, что «точка зрения определяется местом сидения», нынешняя «власть кличковская» продолжает «крутить лохотрон» точно так же, как «молодая команда Черновецкого» и «региональный Попов».

«Особо выгодные» условия, предлагаемые Киевской городской госадминистрацией, представляют собой обыкновенную, предусмотренную давнишним законом о реструктуризации долгов за ЖКУ, рассрочку на 5 лет без первого взноса. Это «выгодное предложение» не решает ничего по сути, поскольку грабительские тарифы снижать никто не собирается, хотя на теме тарифов пиарятся очень многие политиканы. Зато в случае реструктуризации к огромным суммам текущих платежей добавится рассрочка, но денег на оплату коммуналки у народа все более не хватает. Как население будет выживать осенью и зимой, когда придется платить за отопление, резко подорожавшее из-за повышения цен на газ, вообще трудно сказать, но власть этой проблемой особо не «заморачивается», упорно не хочет признавать, что с такими тарифами и доходами жить невозможно, и рано или поздно вся эта тарифная вакханалия окончится социальным взрывом.

В КГГА заявляют, что реструктуризация позволит избежать целого ряда негативных последствий для должников: начисления штрафов, принудительного взыскания долга, ареста имущества и его принудительной реализации, уголовной ответственности за неисполнение судебного решения и даже ограничения выезда за границу.

Здесь-то и начинается лохотрон. Что касается штрафов, то пеня за просрочку оплаты ЖКУ законом о ЖКУ предусмотрена, но пока равна нулю, то есть не введена в силу, а задним числом ее начислить невозможно. Еще интереснее с некими штрафными санкциями в размере до 40%, которыми в Киеве так называемых должников пугают так называемые управляющие компании и коммунальные концерны, срочно слепленные властью Кличко из «коммунальных предприятий», оставшихся в наследство от Черновецкого. Такие штрафы ничем и никем не предусмотрены, являясь плодом воспаленного воображения сочинителей этой ереси. К тому же, у подавляющего большинства жильцов отсутствуют договорные отношения с вымогателями, а сами эти «предприятия», «компании» и «концерны» незаконно выполняют функции исполнителей коммунальных услуг, на чем подробно остановимся ниже.

В итоге реструктуризация долгов является незатейливым способом, с помощью которого структуры, занимающиеся, по сути, незаконной предпринимательской деятельностью и неправомерным извлечением выгоды, навязывают жильцам договорные отношения. Заодно жильцов обманным путем побуждают признать наличие долгов, существование которых де-юре является более чем сомнительным из-за незаконности существования стороны, стремящейся эти долги взыскать. Суммы долгов и методика их начисления — отдельная тема этого лохотрона, о чем далее.

А исполнительный орган-то ненастоящий!

Начнем с органа местного самоуправления, который всем этим руководит, устанавливает определенный перечень тарифов, а также учреждает вышеупомянутые «коммунальные предприятия», «концерны», «управляющие компании» и прочее. Согласно закону, таким органом является исполнительный орган местного совета, в данном случае Киеврады.

Де-юре такого органа в Киеве не существует, а Киевская городская государственная администрация (КГГА) присвоила полномочия исполнительного органа городского совета незаконно. Чтобы понять это, сделаем краткий экскурс в законодательство.

На общих прямых выборах столичная громада избирает органы местного самоуправления — городского голову и Киевраду, а последняя создаёт свой исполнительный орган (исполком), также относящийся к местному самоуправлению. Ст.1 Закона «О местном самоуправлении» говорит: «Виконавчі органи рад — органи, які… створюються… міськими… радами для здійснення виконавчих функцій і повноважень місцевого самоврядування». П.2 ст.11 Закона гласит: «Виконавчі органи… міських… рад є підконтрольними і підзвітними відповідним радам». Пп.1, 3 статьи 12 говорят: «…міський голова є головною посадовою особою територіальної громади… міста… Міський голова очолює виконавчий комітет… міської ради, головує на її засіданнях». Полномочия исполкомов и городского головы (нынче его модно называть «по-импортному» — мэром) изложены в гл. 2 Закона «О местном самоуправлении»: разработка программ развития города и его бюджетов, руководство городскими службами, коммунальными предприятиями, ЖКХ, учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социальными службами, строительством и ремонтом объектов коммунального подчинения, распоряжение средствами местного бюджета, включая субвенции из центра и т. п.

Исполком местной рады не следует путать с местной госадминистрацией. Ст. 1 Закона «О местных госадминистрациях» гласит: «Місцева державна адміністрація є місцевим органом виконавчої влади і входить до системи органів виконавчої влади… в межах своїх повноважень здійснює виконавчу владу на території відповідної адміністративно-територіальної одиниці, а також реалізує повноваження, делеговані їй відповідною радою». При этом  ст. 35 закона однозначно говорит: «Місцеві державні адміністрації не мають права втручатися у здійснення органами місцевого самоврядування власних повноважень». Полномочия местных госадминистраций изложены в разделе ІІІ Закона «О местных госадминистрациях». Они сводятся к контролю над деятельностью местных органов самоуправления, участию в разработке программ и бюджетов, руководству государственными органами, учреждениями и предприятиями на подведомственной территории и т. д. в рамках полномочий. Согласно ст.14 закона местные госадминистрации могут выполнять полномочия местного самоуправления, но только тогда и в том объеме, когда и в каком им они делегированы местной радой.

Государственная власть, включая местные госадминистрации, с одной стороны, и местное самоуправление, включая исполкомы местных рад, с другой стороны, юридическая наука считает властями, имеющими разную природу и разный источник, но в «мутные дебри юридической казуистики» вдаваться не будем.

Осуществление государственной власти и местного самоуправления в столице имеет ряд особенностей, регулируемых Законом «О столице» и решением Конституционного Суда (КС) № 21-рп/2003. Исполком Киеврады и КГГА в организационном плане являются единым органом. В вопросах, относящихся к полномочиям местного самоуправления, КГГА является исполкомом, подотчётным Киевраде и формируемым ею. В вопросах государственной исполнительной власти КГГА подотчётна Кабмину.

В результате столичный городской голова объединяет в себе две функции. Он является одновременно главой местного самоуправления, председательствуя на заседаниях Киеврады и возглавляя КГГА как исполнительный орган местного самоуправления. Он же возглавляет КГГА как местный государственный орган.

Здесь возникает юридическая сложность, которую одни не понимают, другие используют для узурпации власти и уничтожения местного самоуправления. Кроме организационного единства КГГА, необходимо и правовое единство. Пп.1, 2 ст. 51 Закона “О местном самоуправлении” гласят: «…виконавчий комітет ради… утворюється… радою на строк її повноважень… Персональний склад виконавчого комітету… міської ради затверджується радою». Ст.10 Закона «О столице» говорит то же: Киеврада образует свой исполнительный орган, подотчётный и подконтрольный ей. Итак, чтобы КГГА как местный орган государственной власти обрёл полномочия исполкома Киеврады, необходимо решение Киеврады о формировании исполкома на базе КГГА с указанием персонального состава, а для полной юридической чистоты необходимо придерживаться обратной последовательности — КГГА как орган государственной власти должен быть сформирован на основе персоналий, избранных Киеврадой в свой исполнительный орган.

Последний раз эта норма выполнялась при мэре Омельченко. В подробности того, какими методами Омельченко добивался такой «єдності», вдаваться не будем, но юридические формальности соблюдались. С наступлением «эры Космоса», а затем «поповщины» эта норма грубо попирается: ни одного решения Киеврады о формировании исполкома и его персонального состава не было с 2006 года, а КГГА формировалась в соответствии с личными симпатиями и в результате закулисных «терок», и при этом государственным органом незаконно присваивались полномочия исполкома, то есть органа местного самоуправления.

«Славную традицию», заложенную «Лёнчиком-Космонавтом», успешно продолжают Кличко и компания.

Кстати, легитимность Кличко как городского головы вызывает вопросы. Ведь если исполком и его персональный состав де-юре не сформированы согласно закону, то полномочия главы исполкома вызывают сомнения.

Можно только догадываться о том, почему Киеврада уже несколько каденций не в состоянии сформировать исполком в установленном законом порядке. По одной из версий, успешному выполнению этой, в общем, рутинной процедуры очень мешают «разборки» между политиканами, обусловленные шкурными интересами их самих и тех, кто за ними стоит, но это отдельная тема.

И тарифы с долгами — «левые»!

Рядовому обывателю изложенная выше юридическая казуистика может показаться сложной, утомительной и бесполезной, но из нее следует, что все решения, принимаемые КГГА во исполнение полномочий исполнительного органа местного самоуправления, являются незаконными по причине того, что эти полномочия КГГА легитимным путем не получала, а присвоила самочинно, по сути, узурпировав власть.

В частности, нелегитимными являются все решения КГГА по тарифам на ЖКУ, а сами тарифы, соответственно, — незаконными. Но долги начисляют, в том числе, и по этим незаконным тарифам, установленным нелегитимными решениями. Все без исключения тарифы на ЖКУ, установленные КГГА в 2006 и 2009 годах, являются незаконными. С 2011 года ситуация несколько изменилась, поскольку при Януковиче были внесены поправки в закон о ЖКУ, согласно которому право устанавливать тарифы на горячее и холодное водоснабжение, водоотвод и отопление было передано нацкомиссии по коммунальным услугам, объединенной позднее с нацкомиссией по энергетике в нынешнюю НКРЭКУ. Местным органам остались только полномочия по установлению тарифов на содержание домов и придомовых территорий, каковые тарифы продолжают быть незаконными по указанным выше причинам.

Итак, начиная с 2006 года все решения КГГА об установлении тарифов на ЖКУ во исполнение полномочий органа местного самоуправления незаконны, ибо КГГА де-юре таковым органом не является. Это было отмечено постановлением Шевченковского районного суда от 10.12.2010 г. по административному делу 2а-1499/10: ряд решений КГГА по установлению тарифов был принят с грубым нарушением норм действующего законодательства и принципа распределения властных полномочий. Но затем апелляционная инстанция «слила в канализацию» эту часть постановления суда первой инстанции, чтобы столичной власти не пришлось делать перерасчёт и возвращать жильцам незаконно переплаченные деньги.

К тому же есть еще некоторые обстоятельства, добавляющие вопросу дополнительную долю абсурдности и, если так можно выразиться, «лохотронности».

Во-первых, речь идет о плате за содержание придомовой территории. Под подавляющим большинством многоквартирных домов в столице отсутствует проведенный в установленном законом порядке землеотвод. Он не сделан, очевидно, для того, чтобы сохранить возможность для дальнейших земельных дерибанов, но это уже другая тема. Придомовая территория установлена бывшими ЖЭКами, а теперчь «участками управляющих компаний» соответствующих районов, что называется, «от балды» с одной целью: незаконно навязать жильцам плату за содержание как можно большей площади земли для получения незаконной финансовой выгоды. Об этой проблеме давно известно. В частности, этот вопрос неоднократно поднимала бывший депутат Киеврады от кличковской партии УДАР, а ныне народный депутат от Блока Порошенко по квоте все той же партии УДАР Наталья Новак. Словом, плата за содержание придомовой территории в столице является, что называется, «незаконной в квадрате».

Во-вторых, во времена Черновецкого была введена мода на так называемые распоряжения КГГА, каковыми, в частности, устанавливались и тарифы. Это полнейшая глупость. Распоряжение является единоличным нормативным актом, который издает должностное лицо в рамках своих полномочий, закрепленных законом. Ни один орган государственной власти или местного самоуправления в принципе не может издавать единоличные распоряжения, ибо это есть нонсенс. КГГА как орган государственной власти вообще не может издавать никаких нормативных актов, их может издавать только глава этого органа в рамках своих полномочий во исполнение полномочий государственного управления. КГГА как исполнительный орган местного самоуправления не может издавать единоличные распоряжения, ибо является коллегиальным органом, который может принимать только коллегиальные решения. Глава КГГА как руководитель исполнительного органа местного самоуправления, он же городской голова, он же мэр, во исполнение полномочий местного самоуправления может издавать единоличные распоряжения в рамках своих полномочий. Но городской голова не имеет права устанавливать тарифы единоличными распоряжениями, это может делать своими коллегиальными решениями только исполком Киеврады, в данном случае КГГА как исполнительный орган местного самоуправления.

Все «распоряжения КГГА» во исполнение полномочий местного самоуправления, включая решения по установлению тарифов на ЖКУ, приняты с грубым нарушением норм действующего законодательства, Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Украиной в 1997 году, а также принципа разделения властей, заложенного в Конституции.

Более того, «распоряжения КГГА» и установление такими распоряжениями тарифов — это не просто незаконно, это еще и выпадение за рамки здравого смысла вообще!

Исполнители коммунальных услуг тоже «липовые»!

Обратимся к фирмам-исполнителям ЖКУ, рассылающим жильцам письма, в которых содержатся требования погасить перед ними долги, подписать с ними договоры о реструктуризации. В противном случае должникам угрожают штрафами, судами, арестом имущества и даже запретом выезжать за границу. На самом деле эти фирмы де-юре исполнителями не являются и никогда таковыми не были.

Согласно статье 27 закона о ЖКУ заключение договоров на оказание услуг осуществляется по результатам конкурса. Иными словами, исполнители ЖКУ на конкретной территории отбираются на конкурсной основе. В первоначальной редакции закона, которая была введена в действие с 2005 года, это касалось всех без исключения услуг. В нынешней редакции многострадального закона, который непрерывно «рихтуют» в интересах власти и олигархов, из списка исключены услуги, предоставляемые монополистами, а именно горячее и холодное водоснабжение, водоотвод и отопление, из чего следует, что, вопреки досужей болтовне о демонополизации, вводить конкуренцию власть не собирается, а рассуждения о разных там «третьих энергопакетах» рассчитаны на внешний пиар. Но до 2014 года исполнители всех ЖКУ, а теперь только услуг по содержанию домов и придомовой территории де-юре должны были отбираться исключительно на конкурсной основе.

Согласно статье 27 закона организатором конкурса должен выступать собственник, балансодержатель или уполномоченное ими лицо. В случае с Киевом, где подавляющее большинство жилых домов являются коммунальной собственностью, а коммунальные ЖЭКи являются балансодержателями, организатором конкурса должен быть исполнительный орган местного самоуправления. Очевидно, что отсутствие законного исполкома уже само по себе не позволяет провести конкурсный отбор легитимных исполнителей ЖКУ. Но проводить конкурсные отборы в столице никто даже не пытался! Даже в 2005 году при Омельченко поданные КГГА списки исполнителей ЖКУ утвердили было в Киевраде без проведения конкурса с использованием админресурса, но это решение было отменено судом.

Пришедшие в 2006 году к власти в столице Черновецкий и его «молодая команда» процедурными «мелочами» и вовсе не «заморачивались». В каждом районе местные районные госадминистрации, выполнявшие функции исполкомов районных советов, учредили ряд коммунальных предприятий (КП), которым подчинялись ЖЭКи из расчета 3-4 ЖЭКа на одно КП, отвечавшее за содержание домов и придомовых территорий, балансодержание и так далее. Кроме того, в каждом районе местной администрацией было учреждено по одному общерайонному КП под условным названием «служба заказчика», выполнявшего роль посредника между жильцами и поставщиками холодной и горячей воды, тепла и услуг по водоотводу. КП были учреждены и навязаны безо всяких конкурсов и выполнения прочих процедурных требований райгосадминистрациями, полномочия которых как исполкомов райрад были более чем сомнительными. Огромное количество КП, мягко говоря, также вызывало вопросы, не говоря уже о том, что они были совершенно нелегитимными, повторим, из-за невыполнения предусмотренных законом процедур их формирования.

В 2010 году в столице были упразднены районные рады, в связи с чем районные госадминистрации утратили даже теоретическую возможность выступать в роли органов местного самоуправления: исполком не может существовать, если отсутствует соответствующий местный совет. Таким образом, субъекты, учредившие КП, перестали юридически существовать. Но сами КП, утратившие пусть и нелегитимных, но все же учредителей и ставшие теперь уже «нелегитимными в квадрате», благополучно продолжили свое существование и незаконный сбор денежных средств жильцов до 2015 года, когда в стране начались очередные коммунальные реформации.

Сначала жильцов перевели на прямые договоры с производителями-поставщиками отопления, горячей и холодной воды, услуг по водоотводу. Последствия этого еще в полной мере себя не проявили, хотя уже можно сказать, что они будут крайне негативными, но это отдельная тема.

Новации продолжились. В столице они свелись к тому, что незаконные КП в районах были слиты в единые общерайонные «управляющие компании», которым подчинили все те же ЖЭКи, но уже под вывеской «участков» этих компаний. Кроме того, на уровне города был создан еще и некий «коммунальный концерн», которому подчиняются районные «управляющие компании».

Опять не было конкурсной процедуры отбора, а учредителем опять является орган, который незаконно присвоил себе полномочия исполнительного органа местного самоуправления. Пункт 2 статьи 28 закона о ЖКУ допускает назначение исполнителя услуг на безальтернативной основе, но только в случае, если в конкурсе приняло участие только одно лицо, причем договор в этом случае заключается только на год. Но в данном случае конкурс вообще не проводился, по крайней мере, о его проведении широкой общественности ничего не известно.

Таким образом, новоявленные «управляющие компании» и «коммунальные концерны» незаконно присвоили себе функции исполнителей ЖКУ и управителей. Насколько можно понять, они считаются правопреемниками почивших в бозе коммунальных предприятий. Представляется, что юридических оснований для такого головокружительного поворота не просматривается ровным счетом никаких!

Судите сами. Существовали некие структуры, нелегитимно учрежденные нелегитимным органом, которые в течение нескольких лет незаконно фигурировали в качестве стороны жилищно-коммунальных отношений и незаконно собирали деньги с населения в качестве платы за ЖКУ, по сути, занимаясь незаконным предпринимательством и получением неправомерной выгоды. Затем эти структуры исчезают, а на их месте появляются такие же незаконные и занимающиеся такой же незаконной деятельностью. Более того, новоявленные незаконные структуры объявляют себя правопреемниками предыдущих незаконных структур, как минимум, в том смысле, что пытаются взыскать некие долги жильцов, насчитанные предыдущими незаконными структурами. Правоохранителям уже давно пора было бы вмешаться, но у них ведь сейчас другие, боле важные проблемы. например, Луценко в ипостаси Генерального прокурора.

При этом гражданам пытаются навязать «договоры о реструктуризации», по сути, на кабальных и мошеннических условиях. Здесь следует хотя бы кратко сделать ряд замечаний.

Прежде всего, согласно Гражданскому кодексу, обе стороны договора являются равноправными. Поэтому обе стороны имеют право выдвигать свои условия договора и предлагать свои варианты текста соглашения в рамках действующего законодательства. В случае же с договорами реструктуризации жильцам, как обычно, предлагают безальтернативно подписать то, что им подсовывают.

В частности, коммунальщики всех мастей славятся тем, что обычно считают долги за последние 10 лет. Почему не 20 или 30 лет, непонятно! В то же время Гражданским кодексом предусмотрен так называемый срок исковой давности в 3 года. О всех долгах, которые старше трех лет, можно просто забыть. Во всяком случае, суд обязан отказать в удовлетворении обязательств, которые старше этого срока.

Но жильцам мошенническим образом подсовывают бумажку, в которой значатся едва ли не ограниченные по давности обязательства. Многие подписываются под этим лохотроном, будучи элементарно неграмотными или просто ленясь вычитать текст и потребовать внести в него изменения, соответствующие действующим нормам.

Есть еще один нюанс, связанный с расходом воды. При отсутствии квартирных счетчиков расхода воды коммунальщики начисляют плату по показаниям домовых счетчиков путем каких-то им одним ведомых вычислений. К тому же, где эти счетчики, часто никто не знает, поскольку они строго засекречены, а допуск к ним имеют некие таинственные «фахівці». В результате на потребителей, не имеющих квартирные счетчики, часто списывают какие-то запредельные объемы воды, которые не могут быть израсходованы даже теоретически, например, из-за ограничений по пропускной способности трубопроводов. В то же время согласно действующему законодательству при отсутствии квартирных счетчиков расход должен начисляться по установленным нормам, которые намного меньше того, что начисляется по домовым счетчикам, на которые списывают все потери и воровство. Потребитель имеет законное право не платить навязанные ему приписки, но ему мошенническим методом навязывают договор о реструктуризации, одна из задач которого — заставить потребителя признать несуществующие долги.

И подобных нюансов в договорах о реструктуризации можно найти еще очень много.

Но едва ли не самой главной задачей «договоров о реструктуризации» является все же сам этот договор! Ведь угрозы судами, штрафами и прочими напастями со стороны незаконных структур — это всего лишь угрозы до тех пор, пока нет юридической основы в виде договоров. Подавляющее большинство со старыми коммунальными предприятиями договорных отношений не имели. Теперь же им навязывают договоры с новыми структурами с одной единственной целью: юридическое признание долга и оформление договора, наличие которого даст юридическую возможность требовать деньги, в частности обращаться в суд.

Суды: тяжбы и сутяжничество

Еще один любопытный нюанс. В письмах, которые новоявленные «управляющие компании» разбрасывают по почтовым ящикам жильцов, кроме требования погасить реальные или мнимые долги или заключить договор о реструктуризации, содержится также угроза обратиться в суд. При этом отмечается, что, согласно действующему законодательству, сторона, взыскивающая долг, имеет право обратиться в суд с требованием взыскать долг в порядке приказного судопроизводства, то есть путем издания судебного приказа без участия должника.

Против такого подхода имеется достаточно простое «противоядие». Согласно действующему законодательству, издание судебного приказа исключается, если между сторонами существует спор о праве. В этом случае спор может рассматриваться только путем искового судопроизводства, путем рассмотрения спора в суде на состязательной основе. Такой подход четко обозначен в Научно-практических комментариях к статье 96 Гражданско-процессуального кодекса Украины.

На практике это выглядит достаточно просто. Так называемый должник направляет в адрес так называемого взыскателя долга претензию, а лучше — не одну, а несколько. Направлены они должны быть в установленном законом порядке, лучше всего заказным письмом с уведомлением, а копии следует направить еще в несколько адресов — в КГГА, прокуратуру, а также суд. Таким образом, суд будет уведомлен, что между сторонами существует спор о праве. В этом случае суд уже не сможет принять заявление на выдачу судебного приказа о приказном взыскании долга, и стороне, стремящейся взыскать долг, придется подавать иск и доказывать правомерность своих претензий в суде.

Поскольку, как показано выше, в вопросе местного самоуправления и жилищно-коммунальных отношений в столице царят полнейшее беззаконие и вакханалия, то доказать взыскателю что-либо будет весьма непросто. Правда, это справедливо только в том случае, если суд будет беспристрастно стоять на стороне закона и верховенства права, а с этим у нас, как известно, имеются большие проблемы, но это уже другая тема.

Резюме

Все вышесказанное отнюдь не является откровением. Долгие годы об этом писалось и говорилось очень много, в том числе и автором этих строк. Но при попустительстве центральной власти и правоохранителей начиная с 2006 года нелегитимность нескольких каденций столичной власти, тысяч принимаемых ею решений, а также отношений в жилищно-коммунальной сфере превратилась в непреодолимую объективную реальность. Более того, центральная власть и правоохранители принимали в этом беспределе активное участие, поскольку подобный «бардак» был и остается выгодным для очень и очень многих, прежде всего с точки зрения возможностей дерибана. Едва ли сейчас кто-то сможет предложить рациональный и одновременно законный рецепт того, как все это теперь привести в соответствие с действующим законодательством или хотя бы со здравым смыслом.

Еще более ситуация обостряется тарифной вакханалией последних лет под лозунгом доведения расценок на ЖКУ до некоего таинственного «экономически обоснованного уровня». Что это за уровень такой, никто не знает, это понятие нигде никем не определено, и это тоже многим выгодно, поскольку позволяет манипулировать «экономической обоснованностью», поднимая тарифы до небес.

Собственно, этого и следовало ожидать. Утратив в результате войны, экономического кризиса и отпадения ряда территорий существенную часть «кормовой базы», отечественный олигархат ожидаемо обратил внимание на повышение тарифов как одну из возможностей поправить пошатнувшиеся дела за счет обвальной экспроприации народонаселения. Но это отдельная тема.

О том, чтобы доходы граждан тоже довести до некоего экономически обоснованного уровня, никто даже не заикается.

Впрочем, виновны, несомненно, и сами граждане, которые так и не научились оказывать организованное противодействие тарифному грабежу, учиненному властно-олигархической верхушкой. Да и вообще не научились отстаивать свои социально-экономические права и интересы.

В то же время нежелание власти понять, что с такими тарифами жить нельзя, а также попытки решить проблему так называемых долгов силовым путем, используя шантаж, угрозы, судебную и государственно-репрессивную систему, неминуемо приведет к кристаллизации общественных протестов на социально-экономической тематике и вполне реальным бунтам в ближайшем будущем.

Карпец

Александр КАРПЕЦ, публицист, журналист

Источник: «Фраза»

Sharing is caring!

Send a Comment