Прослушка нардепов без согласия Верховной Рады запрещена

Сегодня, 4 октября, по предложению президента Владимира Зеленского Верховная Рада приняла закон, которым изменены некоторые положения уголовного процессуального законодательства Но самую резонансную норму – о возможности задерживать, обыскивать, прослушивать народных депутатов – они отклонили.

Законопроект №1009 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства» после рассмотрения почти трехсот поправок ко второму чтению был принят конституционным большинством голосов. В ходе доработки законопроекта ко второму чтению было решено часть 2 статьи 27 закона «О статусе народного депутата Украины» оставить в действующей редакции. Хотя в первом чтении, «прослушка» разрешалась.

«Обыск, задержание народного депутата или осмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата, а также нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и применение других мер, которые в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата, допускается только в случае, когда Верховной Радой Украины дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности, если другими способами получить информацию невозможно», – гласит норма закона.

Также депутаты оставили возможность лицам, в отношении которых вынесено уведомление о подозрении в совершении преступления, оспаривать его в судебном порядке (изначально законопроект предлагал отменить такую возможность).

Это пояснили тем, что сообщение о подозрении в совершении преступления приводит к ряду негативных последствий (таких как отстранение от должности или арест имущества) при том, что на момент сообщения существует только вероятность доказательства вины в совершении уголовного проступка или преступления. А необоснованное подозрение, к тому же, нарушает честь и достоинство личности, наносит моральный ущерб, а потому наличие механизма для обжалования такого подозрения является безусловной гарантией защиты его прав и будет стимулировать следователей более ответственно и взвешенно относиться к проверке доказательств.

Принятый закон, в то же время, содержит ряд новшеств, в частности:

– НАБУ и ГБР предоставляется право самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей в рамках проведения негласных следственных и розыскных действий – то есть прослушивать телефонные разговоры;

– изымаются из УПК изменения, которые были приняты в 2017 году, о порядке исчисления и продления сроков досудебного расследования, назначение и проведение экспертизы, возможности обжалования уведомления о подозрении;

– суды получают право не назначать залог при тяжких и особо тяжких преступлениях (ранее следственные судьи при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязаны были определить альтернативный размер залога, который мог быть значительно меньше и позволял легко выйти на свободу и уклоняться от следствия);

– устанавливается положение, что все изъятые при обыске вещи, считаются временно изъятым имуществом;

– прокуроры смогут излагать сокращенную версию обвинительного акта;

– НАБУ разрешается набирать в штат тайных сотрудников-агентов.

Артем ВОВК, корр. НВ

Sharing is caring!

Send a Comment