Субсидии: одна рука дает, другая отнимает

bezymyannyj8

Власть пытается максимально сократить количество тех, кто субсидию реально сможет получить и снизить размеры субсидий. При помощи манипуляций статистикой и правовых подтасовок создается новый антисоциальный алгоритм начисления субсидий.

Начало отопительного сезона приведет к тому, что после повышения тарифов комуналка подорожает настолько, что станет абсолютно неподъемной для большинства граждан. Чтобы потушить накаляющиеся страсти, правительство успокаивает: дескать, субсидии на жилищно-коммунальные услуги становятся все доступнее, средств на них выделяется все больше, все нуждающиеся получат их в возрастающем объеме. В частности, с подобными уверениями премьер Владимир Гройсман выступил во время часа правительства в парламенте в пятницу, 23 сентября 2016 года.

Это было в пятницу. А нынче же Кабинет министров окончательно утвердил изменения в правилах предоставления субсидий, которые предусматривают ограничения. Благодаря им получить субсидию станет намного труднее.

Делается это под лозунгами борьбы с теневыми доходами, и особо рьяно этой проблемой озаботился министр социальной политики Андрей Рева, в ведомстве которого, к слову, летом специалистами Минфина в ходе верификации обнаружили махинации с выплатами в социальной сфере на 50 млрд. гривен…

В ходе своего пятничного выступления Гройсман еще раз подтвердил ранее распространенную министром соцполитики Ревой информацию о том, что после последнего весенне-летнего повышения тарифов на газ и коммунальные услуги, количество домохозяйств, получающих субсидии, по сравнению с прошлым отопительным сезоном увеличится на 50% – с 6 млн. до 9 млн. При этом общее число домохозяйств в стране доходит до 15 млн.

Вопрос из сферы экономической целесообразности: зачем было до космических величин повышать тарифы, если более половины населения затем надо одаривать субсидиями? Ответ очевиден: субсидирование – это узаконенный механизм перекачки огромных бюджетных средств в карманы олигархических структур, контролирующих коммунальные монополии. Очевидно, что чиновники при этом тоже «в доле»…

Кстати, напомним, что отопительный сезон в Украине теперь длится не с 15 октября по 15 апреля, как это было всегда, а с 1 октября по 31 марта. Сделано это было, очевидно, для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать европейские устремления.

Но это далеко не самые плохие новации в коммунально-субсидионной области.

babka-s-pulemetom

Новости субсидирования

Основная суть этих новаций состоит в том, что правительство с подачи Министерства социальной политики и лично Ревы решило заставить тех, кто не имеет официальной работы, платить за коммуналку как можно больше на том основании (не доказанном и не подтвержденном фактами), что их доходы, якобы, соответствует удвоенному прожиточному минимуму (?). Имеются и другие, не менее одиозные «покращення життя вже сьогодні».

В целях такого «покращення» Кабмин принял специальное постановление №635 от 8 сентября 2016 года, согласно которому, доходы граждан, учитываемые при назначении субсидии, будут формально, на бумаге, увеличены с тем, чтобы уменьшить размеры субсидии или отменить ее вообще. Прежде всего, это коснется малообеспеченных слоев населения, а также тех, кто официально работы не имеет.

Так, для студентов старше 18 лет, не получающих стипендию, при расчете доходов для назначения субсидии будет считаться, что они имеют доход в размере одного прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных. Здорово, правда?!

Напомним, что с 1 мая по 30 ноября 2016 года месячный прожиточный минимум в Украине установлен в размере1399 гривен, а с 1 декабря 2016 года – 1499 гривен.

Для солдата срочной службы, если он зарегистрирован в доме, где живет семья, претендующая на субсидию, установлен условный доход в размере 50% ПМ (около 700 грн). Для студентов моложе 18 лет, получающих стипендию, а также для тех, кому государство платит любые пособия (по инвалидности, по уходу за инвалидом, одиноким матерям и т. д.), учитывается в доходы только размер этих пособий, даже если они меньше ПМ.

А главное, тем, кто не имеет никаких официальных доходов, при назначении субсидии зачислят в доход сразу два ПМ, то есть 2798 грн. Просто с потолка. Мотивация проста и незатейлива: дескать, раз такой безработный за какие-то средства живет и до сих пор не помер, значит, пусть ищет деньги, чтобы за коммуналку заплатить.

Правда, из доходов, влияющих на назначение и размер субсидии, исключены: стоимость бесплатных путевок, протезов, средств реабилитации (коляска, костыли), суммы, выплаченные за ущерб здоровью в связи с производственной травмой. Очень гуманная норма, если учесть, что бесплатных путевок, протезов, средств реабилитации уже давно никто никому нигде не дает.

Лишить субсидии могут по целому ряду причин.

Основанием для этого может стать сообщение фискальной службы о том, что кто-то из членов семьи одноразово потратил более 50 тыс. грн на любые цели (покупка земли, квартиры, дома и т. д.), кроме оплаты коммунальных услуг или неотложной медицинской операции. Таким образом, если родители и дети съезжались-разъезжались, что обычно сопровождается покупкой-продаже-обменом-дарением, переходом в наследство квартир, то субсидии они уже не получат, поскольку квартир дешевле 50 тысяч гривен в природе не бывает. Особенно после того, как власть обвалила гривну более, чем в 3 раза всего за два с небольшим года.

Что же касается оплаты дорогостоящей операции, то эта норма является ярчайшим образчиком чиновничьего цинизма. А если большие деньги пришлось платить не за операцию, а за дорогостоящие лекарства, без которых больной отдал бы Богу душу? А если операция была не неотложная, а плановая, и ее пришлось дожидаться, поскольку клиники не успевают оперировать всех, кому это показано?

Субсидию также отменят в том случае, если в квартире зарегистрированы, но в декларации о доходах не указаны, непроживающие там люди. Чтобы этого не произошло, следует подать на рассмотрение комиссии по субсидиям документы, подтверждающие, что фактически они живут в другом месте.

Также будут лишены субсидии те, кто неофициально сдает квартиру, занимается репетиторством, нелегальным извозом и даже торгует выращенными на даче фруктами и овощами. Конечно, если об этом станет известно власти…

Субсидии также могут лишить за покупку дорогой турпутевки, за наличие в доме новой дорогой мебели, бытовой техники и так далее. Кто и как будет определять степень новизны и дороговизны табуретки, унитаза или холодильника, Рева с Гройсманом пока не пояснили.

Очевидно, что указанные манипуляции имеют целью отсеять как можно больше претендентов на субсидии. Ведь вопреки громогласным заявлениям власти о том, что денег на субсидии выделено много и всем хватит, реально их катастрофически не хватает. По некоторым данным, долг государства по субсидиям перед коммунальщиками составляет 25 млрд гривен. А ведь отопительный сезон еще не начинался.

«Без труда не вытянешь соцполитику из пруда!»

За решение проблемы социальной защиты в Украине изначально берутся не с того конца. Возможно, потому, что это позволяет «осваивать» выделенные на социальные выплаты средства.

Символично, что возглавляемое Ревой Министерство социальной политики было создано путем реорганизации Министерства труда и социальной политики при Януковиче в декабре 2010 года. То обстоятельство, что из названия было удалено слово «труд», подчеркивает отстраненность государства от проблем труда граждан. Ведомство ныне занимается лишь дележом пенсий, пособий и социальных выплат. Хотя во многих развитых странах именно уровни безработицы и занятости считаются едва ли не важнейшим показателем деятельности правительств.

Именно занятость, труд, оплата и защита труда должны быть основой социальной политики. Сначала официальный защищенный труд и достойная его оплата, а лишь затем – пенсии, пособия, социальные выплаты, субсидии и прочее.

В Украине же все наоборот. У нас вот уже четверть века манипулируют пенсиями, субсидиями, налогами, социальными взносами. Но это абсолютно бессмысленное и опасное занятие, поскольку официальный труд остается недооцененным, а значительная часть экономики находится в тени, где труд точно так же недооценен. Дешевый труд является характерным признаком олигархического социально-экономического уклада.

Показушная борьба власти с «тенью» является неадекватным и опасным занятием. Теневая экономика позволяет сохранять остатки социальной стабильности в стране. Если граждан лишить возможности зарабатывать в тени, чтобы выжить, последствия будут непредсказуемыми. К тому же, правящая верхушка сама кровно заинтересована в существовании «тени».

Разговоры об огромных заработках в теневой экономике являются откровенным враньем. В «тени» работает тот же компрадорский принцип, согласно которому трудовые ресурсы должны быть как можно более дешевыми. Поэтому в «тени» платят такие же копейки, как в госсекторе. Но поскольку статистики по «тени» нет, то в манипулятивных пиар-целях можно заявлять об огромных доходах теневой экономики. Или же министры судят по себе…

Как власть статистикой манипулирует

Недавно вице-премьер Павел Розенко сообщил, что количество безработных по методологии Международной организации труда составляет около 1,8 млн чел., что составляет примерно 8,5 % трудоспособного населения. Подобные откровения чиновника вызывают недоумение. Поскольку из приведенных им цифр путем элементарных арифметических действий можно получить количество трудоспособных – 21 млн. человек. Эта цифра представляется существенно завышенной. Очевидно, с целью искусственно занизить процент безработных путем раздувания количества трудоспособных, которыми посчитали всех, кто старше 15 лет и моложе 70 лет. Очевидно, что количество работающих с 15 лет, особенно официально, у нас ничтожно мало, а после 60 лет, тем более, после 65 лет у нас тоже работают далеко не все.

По данным Пенсионного фонда Украины, на конец 2015 года единый социальный взнос (ЕСВ) платили около 10,6 млн человек, что на 0,5 млн чел меньше, чем годом ранее. То есть, неофициально трудятся или не трудятся вообще до 10 млн человек, в зависимости от того, кто и с какой целью считает и/или манипулирует количеством трудоспособных. Власть завышает показатели, чтобы занизить процент безработицы и чтобы завысить количество занятых в теневой экономики. Последнее делается, чтобы сократить количество получающих субсидии и величину самих субсидий.

Еще раз о новациях

Рассмотрим детально тот часто встречающийся вариант, когда соискатель субсидии нигде официально не работает. В этом случае, повторим, согласно новой методе, его доход при начислении субсидии считается равным двум прожиточным минимумам. Соответственно размер субсидии будет снижен, или субсидия вообще не будет начислена в зависимости от доходов других членов семьи.

Министр соцполитики Рева в ряде СМИ в присущей ему манере высказался об этом следующим образом: «Зачисление в совокупный доход двух прожиточных минимумов несколько выровняет ситуацию и заставит официально неработающего заплатить больше средств за потребленные коммунальные услуги, поскольку субсидия уменьшится. Избежать такого негативного развития событий можно, официально трудоустроившись и начав платить налоги в бюджет. Кто не работает, тот не ест. В этом и есть принцип социальной справедливости».

Это правильный принцип, но только если отсутствуют проблемы с официальным трудоустройством и оплатой труда, достаточной для обеспечения базовых потребностей, к каковым относится наличие жилья и возможность его содержать. У нас в стране даже тот, кто всю жизнь работал, не ест – не за что. Это насчет «социальной справедливости» г-на Ревы…

bezymyannyj5

Повторим, что с 1 мая по 30 ноября 2016 года месячный прожиточный минимум в Украине установлен в размере1399 гривен, а с 1 декабря 2016 года – 1499 гривен. Поэтому при начислении субсидии доходом официально неработающего и не числящегося на бирже труда гражданина до 30 ноября будет считаться 2798 гривен, а с 1 декабря – 2998 гривен. А ведь некоторых депрессивных регионах это почти средняя зарплата.

Взятый «с потолка» доход, можно сократить, увеличив размер получаемой субсидии. Министр Рева дает добрый совет, как это сделать: «Если обратиться в комиссию и объяснить, что вы не работаете из-за того, что находитесь в сложных жизненных обстоятельствах, комиссия имеет право принять решение и рассчитывать не два прожиточных минимума, а один». То есть несуществующий доход все равно «нарисуют с потолка», но вдвое меньше.

Всех официально неработающих правительство наперед приравнивает к «скрывающим доходы», не имея на то доказательств или конкретных фактов. Но ведь презумпция невиновности пока еще не отменена. Или мы что-то пропустили?

Речь идет о грубых правовых подтасовках на государственном уровне. И кто сказал, что приписывание несуществующего дохода меньшее преступление, чем сокрытие существующего?…

В будущем граждан поджидают еще более крупные неприятности. Рева уже давно носится с идеей резкого увеличения прожиточного минимума, который, кстати, рано или поздно придется все равно поднимать в связи с пересмотром потребительской корзины, которую не пересматривали с 2000 года. Долгое время было непонятно, зачем это нужно власти. Ведь придется увеличить расходы бюджета.

Зато теперь все ясно. Если прожиточный минимум будет формально поднят до 2500 гривен, и доход, учитываемый при назначении субсидии официально неработающим, будет «с потолка» приниматься равным 5000 гривен, то огромное количество получателей субсидий можно будет отсеять, или, как минимум, резко снизить им размеры субсидии. Напомним, что 5000 гривен – это, на данный момент, почти 200 долларов и почти минимальная зарплата по стране, которая в ряде стагнационных регионов вообще считается заоблачной.

Это еще не все. И министр Рева, и вице-премьер Розенко недавно плакались, что мол 40% официально работающих декларируют минимальную зарплату (сейчас – 1450 грн), намекая, что неофициально они сверху якобы получают огромные доходы. Похоже, все идет к тому, чтобы еще раз изменить методику назначения субсидий так, чтобы получающим официально минималку доход также засчитывался в размере удвоенного прожиточного минимума.

Государство – карманник

Повысив до космических величин тарифы, власть пришла к тому, что на субсидии для 9 миллионов семей из 15 миллионов, насчитывающихся в Украине, придется тратить огромные средства. Хотя такая оценка представляется заниженной…

На недавнем селекторном совещании министр Рева спрогнозировал резкое возрастание и размеров субсидий. Если в отопительный сезон 2015-2016 годов средний размер месячной субсидии по стране, по его словам, составлял 1200-1400 гривен, то в сезон 2016-2017 годов средняя субсидия составит 2000-2500 гривен.

Итак, бюджетные расходы субсидии становятся все более неподъемными, власть ищет выход из создавшегося положения, и находит его, как и водится, в карманах рядовых граждан. Из якобы 21 млн трудоспособных граждан, которых неведомо где нашла официальная статистика, официально работают, уплачивая единый социальный взнос, около половины. Из них только 400-450 тысяч официально числятся безработными. Остальные регистрироваться не пойдут и протестовать не будут по ряду причин.

Ведь это огромный резерв для сокращения расходов на субсидии. За счет таких граждан власть намерена решать проблему сокращения расходов на субсидии путем назначения «с потолка» дохода в размере почти 2800 гривен, а с 1 декабря – без малого 3000 гривен. В перспективе эта сумма увеличится до 5000 гривен.

Кроме того, власть плотоядно поглядывает на тех примерно 4 миллиона граждан, которые официально получают минималку в размере 1450 гривен, желая на них тоже «повесить» начисление субсидий, начисляемых таким образом, как вроде они получают вдвое больше, а в перспективе – в 3 с лишним раза больше.

Конечно, для сокращения расходов на субсидии можно было бы «пойти другим путем»: снизить «накрученные» грабительские и мошеннические тарифы, урезав аппетиты олигархов, контролирующих коммунальные монополии.

Но отечественная власть никогда не пойдет по пути ущемления олигархических интересов по причине классового характера государства в Украине. Ведь украинское государство – это политическая организация, выражающая интересы экономически господствующего класса олигархов, и главной функцией этого государства является подавление, эксплуатация рядовых граждан, манипуляция ими. Впрочем, это уже другая тема…

Александр КАРПЕЦ

Источник: http://freshnews.media/ru/news/publications/economy/subsidii-odna-ruka-daet-drugaya-otnimaet

Sharing is caring!

2 thoughts on “Субсидии: одна рука дает, другая отнимает”

  1. Субсидии могут быть лишь на непродолжительное время,но у нас,похоже,задержаться… Государству надо научиться собирать налоги. Не разворовывать их. Тогда будут деньги и на зарплаты и напенсии. Но где найти таких государственных людей в нашей прогнившей системе?

Send a Comment